Отчего
портреты бывают похожие и непохожие?
На этот
вопрос более 90 лет назад ответил Ф. М. Достоевский:
"...
Фотографические снимки чрезвычайно редко бывают похожими, и это понятно: сам
оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В
редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою
самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль
лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было бы ее вовсе в
лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон
в иную минуту вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным”.
К середине
XIX века искусство фотопортрета в России достигло высокого мастерства, и один
из художественных портретов дал Достоевскому повод сказать словами другого
своего героя:
"Я не знал и
ничего не слыхал об этом портрете прежде, и что, главное, поразило меня — то
необыкновенное в фотографии сходство, так сказать, духовное сходство,— одним
словом, как будто это был настоящий портрет из руки художника, а не
механический оттиск”.
Эти
высказывания писателя, взятые из романа "Подросток” (1875 г.), ярко
характеризуют разницу между плохим и хорошим портретами.